От аутсорсинга к смартсорсингу

Многие компании задаются вопросом: можно ли с помощью эффективно управляемого аутсорсинга процессов улучшить бизнес по всем направлениям. Предлагаем вашему вниманию интервью с Томасом Кулопулосом, основателем и генеральным директором Delphi Group, автором книги «Смартсорсинг», который поделился своими взглядами на будущее мировой экономики с forbes.com. Интервью вышло несколько лет назад, но нам кажется, что как раз сейчас, то о чем говорит Томас становится актуальным и в России. 

Каковы ваши взгляды на основные тенденции в бизнесе, в частности, на аутсорсинг?
Глобализация – это гораздо больше, чем простое привлечение дешевой рабочей силы. В основе глобального аутсорсинга лежат три фактора: стоимость, уровень образования и мобильность. Все понимают, что низкий уровень заработной платы в ряде стран можно использовать для снижения затрат на продукт или услугу. Но это только верхушка айсберга. Мы часто недооцениваем повышение уровня и качества образования в странах с развивающейся экономикой. В 1950 г. Японии в университетах училось менее 1% населения. Сегодня это число превышает 25%. То же самое происходит в Индии и Китае. Количество квалифицированных специалистов в этих странах растет, а значит, они становятся более привлекательными для аутсорсинга. Другое преимущество – мобильность работы. Сегодня производственные мощности можно легко переместить туда, где они будут приносить наибольший доход. По воздействию это можно сравнить с массовым притоком рабочих-иммигрантов в Америку в XIX и XX вв. Эти три фактора глобального аутсорсинга окажут существенное влияние на будущее мировой экономики.

В чем разница между смартсорсингом и аутсорсингом?
Аутсорсинга и смартсорсинг – это не одно и то же, аутсорсинг является одной из его составляющих. Задача аутсорсинга в первую очередь заключается в снижении затрат и передачи определенных рисков третьей стороне. 61% всех компаний, которые используют аутсорсинг, на начальном этапе перешли на него исключительно из соображений экономии. Аутсорсинг – это передача существующих бизнес-процессов третьим лицам. Третья сторона получает выгоду за счет увеличения объемов работ, использования общих услуг и технологий и повышения уровня заработной платы, но такие отношения редко приводят к инновационному развитию. А отсутствие инноваций – это упущенные возможности. Компаниям необходимо приложить усилия и использовать все свои ресурсы для внедрения инноваций в свои основные процессы. Им также нужны партнеры, которые смогут ввести инновации в осуществляемые ими непрофильные процессы. Смартсорсинг предполагает партнерство с аутсорсерами, которое позволит компании сосредоточиться на своей основной деятельности, поддерживать баланс рисков и прибыли, снизить затраты, модернизировать все бизнес-процессы и, наконец, оптимизировать все социально-политические факторы. Важными составляющими этого являются аутсорсинг и офшоринг, но только если они позволяют компаниям высвободить ресурсы для инновационного развития.

В какой степени смартсорсинг зависит от понимания ключевых бизнес-процессов компании?
Смартсорсинг нельзя использовать без четкого понимания основных бизнес-процессов компании, иначе у вас не будет прочной основы для партнерства по непрофильным процессам. Удивительно, но высшее руководство компании не всегда в состоянии ответить на вопрос о ключевых процессах. Многие считают ключевыми процессами только производство продукта или предоставление услуги. Но они гораздо шире и уходят своими корнями в корпоративную культуру, внутреннюю политику и брендинг. Понимание ключевых процессов также необходимо для определения того, на чем вы должны сосредоточить свою энергию и ресурсы, а на что не стоит отвлекаться.

Какие шаги необходимо предпринять после определения ключевых бизнес-процессов?
Нужно оценить свои сильные и слабые стороны. Для этого необходимы объективные показатели эффективности как для основных, так и для непрофильных процессов. Нужно проранжировать процессы по двум параметрам: от основных процессов – к непрофильным, а затем от высокопроизводительных – к процессам с низкой производительностью. В результате вы получите четыре категории, а именно: процессы для оптимизации, реорганизации, аутсорсинга и офшоринга. Это сложный процесс, который требует объективности и методичности. В отличие от аутсорсинга, где решения часто принимаются интуитивно, смартсорсинг превращает принятие решение в науку.

Какую роль в смартсорсинге играют информационные технологии?
Как и другие бизнес-решения смартсорсинг неотделим от ИТ. Технологии должны соответствовать процессам, передаваемым на аутсорсинг, и способствовать более гибкому и быстрому внедрению инноваций. Найти аутсорсера несложно, но необходимо, чтобы процесс, переданный провайдеру услуг, шел в ногу с остальными бизнес-процессами компании. Смартсорсинг требует четкой синхронизации и координации процессов, управляемых несколькими партнерами. В этом и заключается главная задача информационных технологий.

Что ждет компании, которые игнорируют переход на аутсорсинг и смартсорсинг?
Компании, которые не торопятся с переходом на аутсорсинг, игнорируя эту тенденцию мировой экономики, уже несут убытки. Любые изменения являются болезненными, особенно, если в компании уже сложился определенный порядок работы. Но отказ от этих изменений, в конечном итоге, может оказаться еще более болезненным. Глобализация требует внесения корректив в систему подготовки специалистов. Будущее – за смартсорсингом.